Статья 14421

Название статьи

Православные христиане в политике Ливана 

Авторы

Руслан Викторович Захаров, специалист, магистр международных отношений, Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма (Россия, г. Москва, ул. Кибальчича, 6, корп. 2); Институт востоковедения Российской академии наук (Россия, г. Москва, ул. Рождественская, 12/1), E-mail: 2508ruslan@gmail.com 

Индекс УДК

94(569.3)+94(569.1) 

DOI

10.21685/2072-3024-2021-4-14 

Аннотация

Актуальность и цели. Рассматривается положение православной общины Антиохийской православной церкви в Ливане. Политическое участие православной общины в Ливане практически не исследовано в российской исторической науке за исключением отдельных авторов, специализирующихся на истории Антиохийской православной церкви, и дипломатов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута благодаря использованию ранее не публиковавшихся в России работ ливанских авторов Мэй Дейви и Жоржа Ходра. При написании статьи автор опирался на конструктивистский подход в анализе ливанского общества. Результаты. В работе отмечаются основные отличительные черты православной общины по сравнению с другими религиозными общинами, приблизительная численность, идентичность и ее трансформация в разные периоды истории. Выводы. Политическое участие православных христиан с их богатой историей, собственной идентичностью, влиятельностью сводилось к невмешательству в политическую борьбу. Тем не менее быстро меняющаяся обстановка как внутри Ливана, так и вокруг него требует от православной общины внутренней консолидации с целью отстаивания своих интересов в многоконфессиональном мире Леванта. Православная община Ливана является неотъемлемой частью ливанского общества. Она соединяет в себе множество идентичностей, однако арабская идентичность признается главенствующей, не отвергается, а, наоборот, подчеркивается в диалоге с другими конфессиональными общинами страны. Благодаря своей нейтральности, неангажированности и взвешенным отношениям с остальными конфессиями страны православная община Ливана играет большую роль в межконфессиональном диалоге в Ливане. В разные периоды истории Ливана православная община страны либо занимала нейтралитет (например, в период Гражданской войны 1975–1989 гг.), либо блокировалась с мусульманской общиной для отстаивания территориальной целостности Ливана (в период крестовых походов и французского мандата – с суннитами, в период борьбы с террористической группировкой ИГИЛ – с шиитским движением Хезболла). Тем не менее невмешательство во внутриполитическую жизнь страны сыграло негативную роль для православной общины. У нее практически отсутствуют влиятельные политические структуры и партии, необходимые для отстаивания своих интересов. Православная партия «Машрик» стала первой политической партией православной общины. Несмотря на неудачу в ее дальнейшей деятельности, создание первой православной политической партии говорит о желании православной общины принимать более активное участие в политической жизни страны. 

Ключевые слова

Ближний Восток, Ливан, православие, православная община, Антиохийская православная церковь, религиозные конфессии 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Brenton R. Christians in the Arab East. Atlanta : John Knox Press, 1975. 336 p.
2. Куликова К. Е. Антиохийская православная церковь: Страницы истории и сегодняшний день // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2011. Вып. 4. С. 299–311.
3. Петкович К. Д. Ливан и ливанцы. Очерки нынешнего состояния автономного Ливанского генерал-губернаторства в географическом, этнографическом, экономическом, политическом и религиозном отношениях. СПб., 1885. 270 с.
4. Davie M. Atlas Historique des Orthodoxes de Beyrouth еt du Mont Liban 1800–1940. Balamand : L’Université Balamand, 1999. 158 p.
5. Master B. Christian and Jews in the Ottoman Arab World. The Roots of Sectarianism. Cambridge : Cambridge University Press, 2001. 237 p.
6. Панченко К. А. Ритмы истории христианского Востока. Попытки обобщения // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. 2012. № 4. С. 3–19.
7. Thearvic M. Hiérarchie et Population du Patriarcat Orthodoxe D’Antioch. Échos D’Orient, 1900. P. 143–147.
8. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким владычеством. М. : Мосты культуры ; Иерусалим : Гешарим, 2007. 607 с.
9. Православная энциклопедия : в 61 т. М., 2000. Т. 2. С. 720.
10. Куликова К. Е. Образ православной общины Ливана в исследованиях Баламандского университета // Вестник РГГУ. 2009. Вып. 4. С. 168–177.
11. Якушев М. И. Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле // Восточный Архив. 2006. № 14–15. C. 99–106.
12. Bar L.-H. Les Communautés Confessionnelles du Liban. Paris : Institut français des relations internationales, 1983. 239 p.
13. Раси Салям. Чтобы ты не потерялся. Париж : Hachette Antoine, 2014. 268 p.
14. Hirvonen H. Christian-Muslim Dialogue Perspectives of Four Lebanese Thinkers. Bos-ton : Koninklijke Brill, 2013. 357 p.
15. Ходр Ж. Мнения и взгляды по христиано-мусульманскому диалогу и сосуществованию. Христианство и Ислам в диалоге и взаимодействии. Джуния : Аль-Макта-ба аль-Булисийя, 2001. 240 с.
16. Политическое Православие: Похороненные Мечты и Потерянное Лидерство. URL: https://180post.com/archives/10977 (дата обращения: 04.10.2020).
17. Ливанский синдром. Епископ Нифон (Сайкали) о судьбе Православия на Ближнем Востоке // Русская православная церковь. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/43 7493.html (дата обращения: 04.10.2020).
18. Официальный сайт организации «Православное собрание Ливана». URL: http:// orthodoxliqaa.com (дата обращения: 03.10.2020).
19. Сарабьев А. В. Политическое участие христиан Ливана: амбиции, возможности и реалии // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2016. № 4. С. 132–141.
20. Официальный сайт политической партии «Хизб аль-Машрик». URL: http://levant-party.org/ar/ (дата обращения: 04.10.2020). 

 

Дата создания: 27.12.2021 10:46
Дата обновления: 27.12.2021 10:59